Джунов стало слишком много или парадокс кадрового голода
Мы часто слышали, что российский ИТ-рынок тормозит кадровый голод. В 2021 году, по оценкам Минцифры, в России не хватало от 500 тыс. до 1 млн специалистов. На дворе 2023 год, а об этом продолжают говорить. Но так ли всё плохо на самом деле? Давайте рассмотрим ситуацию на рынке труда.
До 2020 года наблюдалась тенденция дисбаланса между вакансиями и резюме — работы было больше, чем соискателей. Стало появляться больше онлайн-курсов, государство начало поддерживать и стимулировать рост ИТ-специалистов. Откликов на вакансии стало больше. Драйвером резкого роста ИТ-кадров стала СВО (рис.1). Релокация топовых специалистов за границу, уход крупных зарубежных компаний с российского рынка, и импортозамещение иностранного софта. Всё это повысило спрос на новые кадры.
Рис. 1. По данным Росстата (2023 г.)
Спрос есть, что с предложением? На первый взгляд, все хорошо. Исследование компании HeadHunter и онлайн-университета SkyPro показало, что в январе-июне 2022 года около 100 000 россиян изменили в резюме профессиональную область или создали новое резюме, чтобы искать работу в IT-сфере. А по данным Forbes, оффлайн-школы и онлайн-платформы, обучающие IT-специальностям, весной 2022-го зафиксировали небывалый скачок спроса — минимум на 30% — на свои курсы (рис.2). Тысячи выпускников онлайн-курсов вышли на рынок труда с гордым званием «junior», завышенными зарплатными ожиданиями и низкой квалификацией. Такие специалисты дольше адаптируются к реальным условиям ИТ-бизнеса, им необходимо наставничество. Но, надо помнить, что время — деньги. Далеко не каждый бизнес готов вкладывать ресурсы в тех, кто пока не может приносить прибыль и постоянно совершает ошибки. Возникла нехватка специалистов грейдов «middle» и «senior». Их не нужно учить, у них достаточно компетенций и опыта.
Рис. 2. По данным Skypro и сервиса по поиску работы и сотрудников hh.ru (2022 г.)
Такой бэби-бум вызвал смену полюсов в дисбалансе между вакансиями и резюме. Теперь соискателей больше, чем размещенных вакансий. По статистическим данным HeadHunter, число откликов увеличилось на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 23,4 млн. При этом количество размещенных вакансий выросло всего на 7% за тот же период, до 74,9 тыс (рис.3).
Рис. 3. По данным HeadHunter (2023 г.)
Рис. 4. По данным HeadHunter (2023 г.)
В результате мы видим парадокс кадрового голода, когда проблема нехватки ИТ-специалистов не решилась ростом количества «джунов». Хотя рынок информационных технологий довольно гибкий и подвижный, необходимо принимать ряд мер для нивелирования негативных последствий ИТ-бэби-бума. Свое мнение по этому вопросу высказал и Валентин Макаров — президент ассоциации «РУССОФТ» — считающий, что нужно стимулировать учебные центры ИТ-компаний доводить уровень людей, прошедших псевдо-обучение на дистанционных курсах, до уровня junior+. Почему именно учебные центры ИТ-компаний, а не курсы от онлайн-школ? Все довольно просто.
Первое, маркетинговые уловки онлайн-курсов: вам обещают высокую зарплату, гарантированное трудоустройство и быстрый карьерный рост. Как дела обстоят на самом деле? Зарплатные ожидания разбиваются о скалы реальности. Джуны, оказывается, уже не так востребованы как специалисты грейдов «middle» и «senior». Почти везде нужен опыт года, хотя курсы обещают трудоустройство сразу по окончании или даже во время прохождения. Но разве онлайн-курсы не могут повысить уровень студентов на выходе до junior+? В теории, могут, на деле, вряд ли. Это сложно, невыгодно и долго.
Второе, процесс и результативность курсов учебных центров ИТ-компаний. Вот где-где, а именно у них шанс трудоустройства выше. Почему? Потому что таким образом компании готовят себе кадры. Студенты таких курсов, как правило, не новички, у них есть база. Обучение строится не на обещаниях, а на реальных действиях. Еще одним плюсом является то, что студенты коммуницируют с действующими практиками, своими глазами видят процесс работы, нюансы и разного рода инсайды.
Ну и главное, это опыт. Онлайн-курсы больше рассчитаны на новичков, поэтому теория превалирует над практикой. Когда учебные центры ИТ-компаний, преимущественно ориентируются на практику. А это уже дорога к тому, чтобы выпускать junior+. Так кто же такой junior+, и почему он лучше junior. Джун+ — это сотрудник, который уже частично автономен в работе, но еще нуждается в поддержке наставника. Джун же Джун же знает теорию и имеет небольшой практический опыт, но не может автономным, ему нужна поддержка наставника.
Понимая ситуацию на ИТ-рынке труда, мы усовершенствовали процесс организации и обучения на наших курсах. Каждый студент не только получает в свое портфолио несколько проектов, но и самостоятельно выполняет курсовую работу, которая становится результатом обучения. В этом вы можете убедиться сами.
14 августа стартует курс «Системный аналитик». За 3 месяца участники освоят одну из самых востребованных профессий в IT и получат необходимый опыт для работы на коммерческих проектах. Присоединяйся к нам и получи уникальную возможность стажировки в ульяновской IT-компании с богатым профессиональным бэкграундом.
Не упускай свой шанс! Запись на курс доступна по ссылке: system-analyst.promo-z.ru/